Воспоминания об авторучке.

Для меня воспоминания о школе начинаются с 1960-го года. Именно тогда я пошёл в первый класс. По сравнению с современными первоклашками, мы были совсем нулевыми. Никто заранее нас не обучал ни грамоте, ни письму, ни счёту… Я пошёл в школу прямо из детсада. Тогда и в детском саду никто не заморачивался тем, чтобы дети шли в школу подготовленными. Были бы здоровы физически, а остальное сделает школа. Так и я. Жил беззаботно и, кроме много гулять, вовремя есть и спать, не знал иных забот. Кстати о сне. Самое большое желание пойти в школу у меня было из-за нелюбви к дневному «тихому часу»! Я терпеть не мог спать днём и, когда нас уводили в спальню после обеда, я вынужден был лежать и делать вид, что сплю всякий раз, когда нянечка или воспитатель заходила проверить всё ли у нас в порядке. А жизнь у нас, детей того времени, была просто райская. По крайней мере там, где я жил. А это был обычный южный уголок России, вернее СССР. Я жил в Адлере. Сейчас нет необходимости рассказывать где это. Наш совхоз «Южные культуры» был одним из сельхозпредприятий города Сочи и имел в своём составе достаточно большую сеть подсобных хозяйств. То, что сейчас называют умным словом «инфраструктура». И одним из них был детсад. Он располагался на берегу моря, рядом с большим грушевым садом и полями с продукцией совхоза — цветочными и древесными культурами для оформления сочинских и других улиц, парков и скверов. Сейчас там находится Олимпийский комплекс, оставшийся от Олимпиады 2014 года. Совхоз был достаточно успешным и не бедным. Так что , жили мы припеваючи. Нас даже водили летом купаться в море. Если хорошая погода и море спокойное, то каждый день. И не только нас. Другие детсады тоже, только их привозили на автобусах и гораздо реже, чем нас. И вот, наконец, школа. Здесь я прерву воспоминания о детстве и перейду к предмету, которому посвящена эта статья — к авторучке.
Но сначала о её предшественнице — обычной перьевой ручке.

Самая обычная ручка о чернильницей. Фото из коллекции Яндекс-картинок.
Самая обычная ручка о чернильницей. Фото из коллекции Яндекс-картинок.

Придя в первый класс, мы начали учиться писать. Вначале, это были палочки, кружочки и крючки карандашом, а потом мы перешли к ручкам и чернилам. Уроки так и назывались — чистописание. Нынешним детям этого не понять. Нас учили писать красиво. Нам ставили почерк. То, что сейчас называется каллиграфией. Каждая буковка выписывалась по образцам, и выглядела (должна была выглядеть) идеально. Само это слово каллиграфия переводится, как красивое письмо. Для того, чтобы красиво и правильно писать буквы, у нас были специальные тетради в косую линию, с точками нарисованными образцами букв. Такие есть у первоклашек и сейчас, но требования другие. У современных школьников письмо начинается с шариковых ручек, которые пишут слишком ровные линии. А мы использовали ручки с металлическими «пёрышками». Они вставлялись в специальные ручки — деревянные палочки (позже они стали делаться из плексигласа и прочего материала) с металлическим держателем для такого пёрышка.

Оно было сделано из стальной пластинки, свёрнутой в трубочку с одной стороны, и сужающегося кончика с другой. Этот кончик, в свою очередь, был разрезан вдоль так, что при нажиме слегка расходился в стороны. Кончик пёрышка мог быть разной формы и размера. Были совсем тонкие, даже острые, для тонких линий, округлые для средних и даже плоские разной ширины для очень широких линий-полос. Независимо от размера, пёрышко обмакивалось в чернила — жидкость фиолетового (для особых случаев бывала красного или синего) цвета, которая наливалась в чернильницы — стеклянные или другие ёмкости небольшого размера на подставках для их устойчивости на столе. На каждом пёрышке прорезь на его конце заканчивалась небольшой дырочкой, правильнее сказать — отверстием круглой, продолговатой или другой формы.

При макании пёрышка в чернила, они в небольшом количестве оставались на нём в этой дырочке и прорези. Их хватало для написания нескольких слов на бумаге, затем пёрышко снова обмакивалось в чернила и так далее… При надавливании (нажиме), кончик пера расходился, и линия становилась шире. Этот эффект использовался для написания очень красивых знаков с разной толщиной линий. Такое письмо так и называли «с нажимом».

У каждого школьника был пенал, в котором хранили и носили с собой ручки и перья для них. У кого кончались свои, у учительницы всегда был запас. А ломались они довольно часто, в основном, из-за баловства. Когда они падали, то всегда пером вниз (по известному закону) и ломались. А новое ещё и надо было расписать, оно нередко сначала царапало бумагу. А ещё в каждой тетрадке была вложена промокашка. Это пористая бумага типа современной салфетки для быстрого впитывания излишков чернил со страницы, чтобы они не размазывались и не отпечатывались на соседней странице.
Чернильницы тоже заслуживают отдельного слова. Такие, как я описал применялись для настольных письменных приборов. Они делались разного вида и качества, иногда это были настоящие произведения искусства с дополнительными аксессуарами — стаканами или лотками для ручек, подсвечниками, пресс-папье (для промакивания свежих чернил), песочницей (для посыпания свежих чернил) и всякими фигурами для красоты, но назначение у них было одно — чернильница для чернил.

Но мы, школьники, пользовались совсем другими чернильницами. Их называли непроливашки или непроливайки. Изобрели их ещё наши древние предки, когда писали ещё палочками из камыша или гусиными перьями, заточеными так же, как наши современные стальные перья. Название непроливайка исходит из принципа их действия. Они имеют открытый верх в виде уходящего внутрь конуса, и при повороте набок или перевороте, жидкость (чернила) остаётся внутри и не выливается.

Все школьники младших классов носили такие чернильницы с собой в мешочках из чёрной ткани (чтобы не было видно пятен) с верёвочной удавкой сверху, или оставляли их в классе в шкафчике у учителя. Это продолжалось до конца 2-го, а в некоторых школах и до 3-го класса. Потом разрешали пользоваться авторучками. Этим старались привить хороший почерк. Когда нам разрешили писать авторучками, мы были просто счастливы, так надоели эти ручки и чернильницы. Непроливашки только так назывались, на самом деле чернила из них прекрасно разбрызгивались, особенно, если постараться. Чернильные пятна были у всех на руках и на одежде. Дети любят похулиганить…
Авторучки у нас были тоже чернильные, просто ёмкость для чернил была у них внутри. Так что пятен у нас меньше не стало. Скорее — больше. Стоило такой авторучкой взмахнуть, чернила летели на несколько метров. Это бывало случайностью, а иногда и с умыслом. Но жить нам стало легче. Отпала необходимость в чернильницах. Легче стало писать, т. к. привыкнув к перу авторучки, рука легче работала и мы меньше отвлекались на расписывание нового. Но такие ручки очень часто протекали и все карманы и портфели были синие. А отстирывались они трудно. Таких моющих средств, как сейчас, тогда не было — простое хозяйственное мыло. Устройство такой ручки было очень простое — внутри корпуса была ёмкость в виде пипетки или цилиндра с поршнем для засасывания внутрь чернил, где они находятся и расходуются по мере пользования ручкой. Эта ёмкость соединена узким каналом с пёрышком и при нормальном пользовании ручкой не вытекают из ёмкости из-за глухого закрытого конца с поршнем и образующегося там вакуума.

Поршень двигался при его втягивании за его конец, или при закручивании круглой гайки, которая по резьбе втягивала поршень. Эти действия выполнялись при снятии задней части корпуса, которая затем закрывалась. Но при встряхивании или резком взмахе, чернила вытекали. Конструкций таких ручек было много, и главное, что старались улучшить, это как раз невозможность вытекания чернил. Самыми лучшими были авторучки с вставляемыми ёмкостями с чернилами. Их делали за рубежом. К нам такие привозили из Китая. Но они были дорогие. Нам, простым школьникам они были недоступны, за редким исключением. Я такую только видел у кого-то.
Потом появились шариковые авторучки. Изобретены они были давно, ещё в 19-м веке, но широкое распространение у нас в СССР получили довольно поздно, уже после Войны. А до простых людей дошли во второй половине 60-х годов (у нас, по крайней мере).

Сначала они стоили тоже дорого, но всё же были доступны. Проблема была со стержнями к ним. Но и эта проблема была решена нашими умельцами. По городу появились ларьки Службы Быта, в которых эти стержни перезаправлялись. Я сам много раз в них обращался. Конструкция была простая, но надёжная. На верстаке у мастера стояла плоская турель с вертикальными стеклянными колбами. В их нижней части был боковой канал, на конце которого был переходник, куда плотно вставлялся наконечник стержня шариковой ручки.

Из него стальной проволокой с тонким концом выдавливался шарик. Прямо через верхний открытый конец стержня. Он оставался лежать на стекле у мастера. Открытый стержень вставлялся в переходник и мастер нажимал на рычаг сверху колбы, который давил на поршень. Длинный конец рычага создавал большое давление на поршень и цветная паста выдавливалась внутрь стержня. Мастер следил за уровнем и при заполнении стержня почти доверху вынимал наконечник и вдавливал в его конец вынутого шарика. Слегка прокручивал наконечник боком по стеклу, завальцовывая его край, вытирал стержень и отдавал его клиенту. Тогда появились ручки с несколькими стержнями разных цветов, а стержней к ним было не достать.

Вообще-то этот мастер ремонтировал авторучки всех видов (эта услуга была достаточно востребована в то время), но заправка давала ему очень хорошую прибыль. Он мог заправить стержни любым цветом. Стоило только повернуть турель на нужную колбу. Стоило это 20 копеек за один стержень. Если учесть, что зачастую к нему стояла очередь, он неплохо зарабатывал. Пасту для заправки они делали сами на основе каких-то красок и эфира. По его запаху можно было легко найти и сам ларёк. Но стержни после заправки исправно работали, только пачкали бумагу немного больше, чем новые стержни. А мастера можно было узнать по рукам. Как они не старались, чернила всё равно попадали на руки. Картинки подобного метода заправки я не нашёл, но, надеюсь, по моему описанию Вы поняли, как это делалось. Видов стержней было немного. Их производство было налажено у нас в Ярославле на подшипниковом заводе. В основном, они отличались длинной и методом крепления или выдвигания из ручки. Были простые с защитным колпачком, выдвигающиеся при нажатии кнопки, а так же толщиной самого стержня. Но это всё применяется и сейчас.
Следующим средством для письма, после шариковых ручек, стали фломастеры. У них пишущим узлом является палочка из особого волокнистого дерева или пористого искусственного материала, который обладает капиллярным эффектом и передаёт чернила из пропитанной ими губки к заострённому или толстому наконечнику в зависимости от его предназначения. .

Специально посмотрел в сети историю из появления, и не могу согласиться, что там пишут. Утверждается, что в СССР они появились чуть ли не в середине 80-х годов. Но я в 70-м году поступил учиться в институт (вернее это лесотехническая Академия в Ленинграде) на механический факультет, и нас заставляли чертить чертежи на черчении (извините за тавтологию) и эпюры по сопромату не только карандашами, но и чёрной тушью. Это ещё тот процесс. Использовали рейсфедеры и перья. Если ошибся, исправить очень трудно, только срезать тонкий слой бумаги лезвием. Но у нас учились студенты из Венгрии, и они привозили фломастеры, кажется чешские, компании Кох и Ноор (KOH I NOOR). У нас достать такие можно было только у спекулянтов за большие деньги и в наборе из разных цветов, а нужен был только чёрный.

Они рисовали очень тонкую линию совершенно чёрного цвета и некоторым из нас удавалось ими воспользоваться. Чертежи получались отличные. Единственным отличием от туши было отсутствие блеска. Но преподаватели к этому не придирались. Наши Венгры были хорошие ребята и очень нас выручали. Правда тушью я работать научился неплохо, успел… Рассказывать подробно об устройстве фломастеров и, появившихся позже гелевых ручек, я не буду, Это уже ближе к нынешнему времени и с ними все знакомы.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Обсуждение закрыто.