ФК 13х18

IMG_196
 
IMG_198
 
IMG_197
 
IMG_199

"ФК-13х18" и ей подобные — это самая настоящая легенда советской фототехники! Ведь на такие камеры снимались все, кто приходил фотографироваться в фотоателье. Так назывались общедоступные фотостудии СССР для изготовления фотографий на различные документы или просто фото на память. Эти крупноформатные камеры в России начали производить ещё с 30-х годов прошлого века и до 1987 года. А это практически весь период советского фотоаппаратостроения. Оцените список его производителей — Мастерские «Кубуч» и Ленинградский фотокинотехникум; Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ); Экспериментальный фото-механический завод Главного управления промышленными предприятиями Комитета по делам искусств при СНК СССР (ГУППК ЭФМЗ СНК СССР); Московский завод «Геофизика»; Харьковская фотофабрика (фабрика «Оргтехника»)! Даже во время войны 1941-1945 года не прекращался её выпуск. Называлась она "ФКД-13х18 (фотокамера дорожная). Что же из себя она представляла? Это так называемая пластиночная складная камера формата кадра 18 на 24 сантиметра.  В сложенном состоянии её размер 130х240х280 мм., в рабочем, разложенном — 350х240х280 мм. На неё устанавливался объектив "Индустар-51" 4,5/210, который раньше назывался "Индустар-4". Затвора не было, съёмка производилась ручным снятием-закрытием колпачка объектива со штатива. Специально для таких камер Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ) выпускал затвор-насадку с выдержками 1/15, 1/25, 1/50 секунды и "В" (ручной). Я видел такие насадки в некоторых фотоателье. Что характерно, спуск производился не тросиком, а грушей типа клизмы, воздух из которой через небольшой тонкий шланг давил на поршень, который в свою очередь двигал рычаг спуска затвора. Спуск происходил очень мягко, без рывков и раскачивания фотоаппарата. Ведь выдержки были большие, до нескольких секунд. На резкость фотоаппараты наводились визуально по матовому стелу с помощью кремальеры ( шестерёнка на вертушке двигалась по зубчатой линейке), перемещая заднюю часть фотоаппарата. После наводки на резкость рамка с матовым стеклом менялась на кассету с фотопластинкой, выдвигалась наружу задвижка кассеты, и производилась съёмка. Задвижка возвращалась на место и кассета снималась с фотоаппарата. Рамка с матовым стеклом и кассета могла устанавливаться как в вертикальное, так и в горизонтальное положение в зависимости от желания фотографа.

IMG_200 IMG_201
IMG_202 P1080370
P1080369_1 P1080368_1

 

 

 


 

 

 
 

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий