А этот фотоаппарат стал для меня неожиданной гордостью за нашу родную Россию. Купил я его случайно в ларьке с разными безделушками в Москве на площади трёх вокзалов всего за тысячу рублей. Открыл-закрыл и толком не понял "кто" он и откуда. Никаких надписей ни снаружи ни внутри нет и я решил, что это какой-то германец начала века. Уже спустя довольно продолжительное время, когда я решил делать его описание, заметил на кожаном ремешке русские буквы "ЭФТЭ"… Да, это был первый советский серийный фотоаппарат "ЭФТЭ". Он выпускался с 1929 года Московским Промыслово-Кооперативным Товариществом "Фото-Труд" или попросту Артель "Фото-Труд" и был похож конструктивно и внешне на многие немецкие камеры того времени. На первые камеры ставились немецкие затвор и объектив. Центральный затвор — "Vario" с выдержками 1/25, 1/50, 1/100, "В" и "Т". Объектив — "Kenngott-Anastigmat" 6,3/135, или "Radionar Anastigmat" 6,3/135. Впоследствии на него стали ставить объектив "Анастигмат АРФО" 6,3/135 или МОСКВА * ПЕРИСКОП "АФТЭ" 12/150. Размер кадра 9х12 см. Вместо кассеты с матовым стеклом, которое после смещения запорного механизма выдвигается вверх, устанавливается металлическая кассета с стеклянными фотопластинками.
Визирование в ЭФТЭ осуществлялось по матовому стеклу и по откидной рамке. Мой фотоаппарат имеет порядковый номер 965. Объектив — "Radionar Anastigmat" 6,3/135, диафрагма от 6,3 до 36. Затвор — "Vario" 1/25, 1/50, 1/100, "В" и "Т". Предварительного взвода затвора нет, он срабатывает при нажатии на спусковой рычаг или тросик. Регулировка резкости осуществляется удобным рычажком на откидной крышке рядом со шкалой расстояний или по матовому стеклу при выдержке "Т". Регулировки объектива по высоте, как на "Фотокоре" нет. "Фотокор" выпускался с 1930 года и был первым крупносерийным советским фотоаппаратом. Тем не менее разных вариантов ЭФТЭ до 1938 года было выпущено около 50 000 шт. Мой экземпляр сохранён в очень хорошем состоянии, отсутствует только откидная рамка-окуляр на боковой панели…
В дополнению к этому описанию: вот какую информацию мне прислал посетитель сайта Валентин Белоусов — "Артель "Фото-труд" входила в "Мособлкультпромсоз". Правление её находилось на Ботаническом пер., дом 15, а филиал — Новоселенский пер., дом 3. В начале 1933 года из состава промыслово-кооперативного товарищества "Фото-Труд" («ЭФТЭ») было выделено в самостоятельное направление производство фотоаппаратов, получившее название «АРФО» (Артель "Фото-Труд"). Артель "АРФО" располагалась в Москве в районе Нижние Котлы, на улице Ленинская слобода, дом 8. В 1937 году артели было присвоено почетное название «Им. ХХ лет Октября». Модели артели «АРФО» за период с 1933 по 1938 год: складные пластиночные аппараты формата 9х12 «АРФО», «АРФО-2», «АРФО-2А», «АРФО-3» и формата 6.5х9 «АРФО-4», «Комсомолец». Выпуск всех моделей «АРФО» был прекращен к концу 1938 года". Спасибо ему за информациб.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.
Здравствуйте! Я читал где -то , что камер ЭФТЭ с объективами Kenngott было выпущено около 700 шт. Моя камера имеет номер №859. В Ваших коментария указан номер Вашей камеры №965. Значит информация о 700 шт. камерах неверна и границу надо перенести к 1000 шт.?
С уважением, Алексей!
Я тоже находил такую информацию по количеству выпущенных камер. Но возможен и другой вариант объяснения… Видимо, они выпускали не только эти фотоаппараты, а нумерацию вели общую. Потому, что мой ф/аппарат № 965. Другого объяснения не нахожу и когда-то уже читал об этих заморочках, жаль не помню где. В то время артели работали по своим правилам и им было удобно учитывать всю продукцию подряд. А о том, что будут неясности через сотню лет, их не беспокоило. К тому же выпуск камер с разными объективами тоже мог повлиять на учётные номера, да и просто могли завысить нумерацию, чтобы показать как много выпущено и какие они значимые. Это не немцы, а наши родные и дорогие россияне. Светлая им память…