Ретро игровая приставка, совершившая техническую революцию. Денди.

и
и

В прошлой статье о детекторном приёмнике, нам с Вами понадобилась машина времени, чтобы вернуться в 1949 год прошлого века. Теперь же она нам снова нужна, чтобы попасть в не такое дальнее прошлое, всего-то в конец 80-х — начало 90-х. В то, самое непростое, время для нашей страны, весь трагизм которого мы в полной мере понимаем сейчас, а тогда мы просто были в нём, крутились-вертелись, жили и выживали. Но речь пойдёт не о политике, а о технике того времени. Ведь глядя на то время из нашего нынешнего, мы понимаем, что это было время очередной технической Революции. Она произошла на наших глазах, и мы можем теперь рассказывать о ней нашим внукам, как нам рассказывали о предыдущих наши деды. Теперь мы стали ветеранами, которые помнят всё. А если подзабыли, будем вместе вспоминать.
Речь пойдёт об игровых приставках. Интересное было время. В прошлое уходили игровые автоматы типа «Морской бой» с торпедами в виде пунктира и глухого звука взрыва, «Охота на уток» из ружья на подставке, «Автогонки» по треку на экране и с рулём в руках, сидящего на стуле гонщика… И много чего ещё… Теперь это были телевизоры с небольшим компьютером, стоящим рядом с ним на столике, и джойстика в руке игрока. Те же гонки, драки с монстрами, лабиринты с препятствиями, морские и воздушные бои… И так далее. На любой вкус и цвет, как говорится! Располагались они в холлах гостиниц, кинотеатров, больших магазинов… А зачастую, даже не в помещениях, а прямо на улице. Несколько столов со стульями и молодыми людьми, следящими за этим хозяйством. Заплати и играй. Сколько школьников пропускало уроки ради этих, ставших более реалистичными и динамичными экранными приключениями… Я в этом личного участия не принимал, уже не подходил по возрасту, а постоять за спинами мальчишек и девчонок было иногда интересно.

Ретро игровая приставка, совершившая техническую революцию. Денди.

Вспомните эти AtariAmstrad и Commodore — приставки с кассетными магнитофонами для загрузки игр, с характерным звуком жужжащих, пищащих и позванивающих на столиках, рядом с громоздкими цветными телевизорами… Сколько денег, полученных от мамы на обед, оставляли там наши дети… Это уже была своя игровая мафия с распределением сфер влияния и территориальным распределением. Вспомнили? Улыбнулись? Пойдём дальше… Иметь свой собственный игровой компьютер могли себе позволить редкие люди, хотя некоторые радиолюбители уже собирали их своими руками. Особенно, когда в 90-х годах появился ZX Spectrum. Этот легендарный компьютер произвёл свою, отдельную революцию в мире электроники и персональных компьютеров вообще. Его собирали очень многие радиолюбители из наборов микросхем и печатных плат, которые достаточно легко было найти на радиорынках по всей стране. Я тоже не стал исключением и собрал его для себя и своих детей. Этот компьютер заслуживает отдельного обстоятельного рассказа, и я его даже не стану затевать. Он произвёл на меня такое впечатление и влияние, что остановиться будет трудно. Я же хочу предложить Вам вспомнить тоже очень значимое игровое устройство — приставку Денди.

С её появлением в продаже в СССР в середине 90-х годов произошёл и закат игровых салонов. Поначалу, они стоили достаточно дорого, но дешевле перечисленных выше моделей. А когда стали появляться их клоны, производимые в Тайване, цены и вовсе стали вполне доступны. К тому же, к ним стали продавать очень много кассет с играми. Их разнообразие зашкаливало. По нынешним временам эти приставки были до безобразия просты. И, так же до безобразия, интересны для пользователя.
Сделаю небольшое отступление… До этого в пользовании у наших ребятишек и взрослых любителей занять время игрой, было много электронных игрушек на батарейках с небольшим дисплеем типа волка из «Ну, погоди!«, ловящего яйца, падающие из желобов с двух сторон экрана. Только успевай нажимать на одну из четырёх кнопок. Тут же на дисплее шёл подсчёт очков и, при достижении определённого их количества, происходил переход на новый уровень с большей частотой падения этих яиц и увеличению скорости реакции играющего. Кто больше набрал очков, тот и выиграл.

Потом появилась игрушка тетрис. В ней нужно укладывать падающие геометрические фигурки, поворачивая их так, чтобы полностью заполнять ими строки в нижней части дисплея. Полная строка исчезала, добавляя количество очков на счётчике. По мере набора очков, рос уровень игры и скорость падения фигурок…

В этой игрушке, кроме тетриса было ещё несколько простых игр типа змейки, стрелялки воздушного боя и т. д. Думаю, эти игрушки ещё помнит большинство наших людей, и нет необходимости полного их описания. Но для меня они сыграли большую роль в моей работе. До этого я занимался ремонтом разной электроники от наручных часов до настенных и будильников, а так же всякой другой бытовой техники. У меня была мастерская в самом посещаемом месте Адлера — центральном рынке. Работал я от нашего завода по ремонту бытовых машин и механизмов. Когда в продаже появились эти игрушки, я занялся их ремонтом. Работы было много. Занимался ими только я, и не было даже конкуренции. Мне они приносили неплохой доход, а люди были довольны мой работой. Как говорится, все были счастливы. В качестве маленького хвастовства, могу отметить, что в местной газете меня пару раз хвалили за работу и, однажды, даже показали в вечерних новостях по сочинскому ТВ.

Появилась потребность в ремонте игровых приставок Денди. И я их ремонтировал. Ничего сложного в них, вернее, в их ремонте не было. Они были сделаны очень удобно — корпус с тремя платами внутри, два пульта управления и блок питания. Был ещё в комплекте «световой» пистолет, но пользовались им мало и, соответственно ремонтировать его почти не приходилось. Ну, и кассета с играми — картридж.
Теперь подробнее. В пластмассовом корпусе приставки находились три платы, соединённые между собой шлейфами проводов.

В середине была плата процессора. На ней располагался длинный 60-ти контактный разъём для подключения картриджа. Процессор в тайваньском варианте был бескорпусным, он при сборке устанавливался прямо на плату, распаивался к её дорожкам и заливался чёрной массой на основе эпоксидного клея, или ему подобного, точно не знаю. Ремонту он не подлежал, если сгорел, плата на выброс. Но его сжечь, нужно было постараться. Ещё на этой плате был кварцевый резонатор на 26,601712 МГц и транзистор для генератора тактовой частоты процессора, несколько сопротивлений и конденсаторов. То есть, в сущности, вся приставка была именно в этой чёрной плюшке на плате.

Вторая плата имела только два 15-ти контактных разъёма для пультов или пистолета. Затем они стали выпускаться с тремя — два 9-ти контактных разъёма для пультов управления игрой, а между ними один 15 -ти контактный для светового пистолета и других периферийных устройств. Там же кнопка включения и сброса приставки (Reset).

Третья плата — это модулятор выходного телевизионного сигнала, разъёмов Аудио и Видео кабелей для подключения напрямую к телевизору и гнездо телевизионного кабеля для телевизоров, не имеющих Аудио и Видео входов. В это гнездо можно даже подключить небольшую антенну и принимать сигнал от приставки без кабеля на подобную небольшую антенну, подключённую к антенному гнезду телевизора. Эти две антенны входили в комплект приставки. Но этот метод подключения использовали редко. Надёжнее было подсоединить приставку ВЧ кабелем, который тоже входил в комплект. Ещё на этой плате располагался стабилизатор напряжения для питания приставки. На входное гнездо питания подавалось напряжение 7, 5 — 9 вольт от сетевого адаптера, подобного тем, что мы используем для многих электронных устройств и сегодня — коробочка со штырьками для розетки и проводом с разъёмом. Модулятор выходного ТВ сигнала собран на нескольких транзисторах и катушках индуктивности. На модулятор поступают сигналы изображения и звука с процессора приставки. Они подаются на соответствующие разъёмы и на высокочастотный генератор, настроенный на одну из частот телевизионного канала в пределах 170 — 230 мГц метрового диапазона. Её можно изменить, растягивая или сжимая витки катушки на плате. Другой генератор формировал сигнал промежуточной частоты для звука, смешивал его с видео, и на выходе модулятора получался полный ТВ сигнал. В зависимости от страны, звуковая промежуточная частота могла быть 5,5 или 6,5 МГц. Её тоже можно было перестроить изменением индуктивности катушки на плате. Вариантов этой платы было очень много, но их схемы были практически одинаковы.

Радиолюбители меня поймут, а остальным это не стоит «брать в голову». Я об этом пишу подробно потому, что ко мне несли приставки, чтобы отрегулировать звук. На наших телевизорах была частота 6, 5 мГц, а на приставках она в часто была 5,5. Т.е. покупали, приносили домой… Включали, изображение есть, а звука нет. Несли ко мне и… все довольны.
Теперь немного о картриджах. На них было два очень нужных блока приставки — ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) и ОЗУ (оперативное запоминающее устройство). В первый записывались сами игры, а во втором они находились во время игры. Все, кто знаком с компьютером, всё сразу поняли. Остальные просто поверьте, в них происходит вся работа приставки. Все три платы соединялись плоскими шлейфами проводов, а картридж вставлялся в щель в верхней части корпуса.

Он выглядит как простая пластмассовая коробочка, внутри которой установлена плата с корпусными или бескорпусными микросхемами. Нижняя часть платы состоит из 60-ти дорожек (по 30 с каждой стороны), которые соединяются с контактами разъёма на плате процессора при вставке в него картриджа. Обычно на картридж записывалось несколько (иногда несколько десятков) игр. После включения приставки, на экране появлялся список игр и можно было выбрать нужную. Но это на пиратских сборниках, которыми у нас и торговали в магазинах, ларьках, на уличных латках и пр. Фирменные же картриджи были всего на одну игру, и стоили дорого. Но зачем же их покупать? Как там, в рекламе? …если нет разницы? И покупали. Картриджи ходили по рукам, обменивались, дарились по поводу и без.., разве что не переписывали. В некоторых экземплярах приставок было два разъёма — внутренний и внешний, обычный. В первый сразу был вставлен картридж без корпуса, с ним они продавались, а во второй можно было вставлять свой в корпусе-коробочке. Внутренний при этом отключался автоматически.

Можно было и во внешний разъём вставить только плату картриджа без корпуса, но очень осторожно. При этом часто ломали или подгибали контакты его разъёма. Но коробочки часто ломались, и у детворы ходило по рукам много таких картриджей без корпусов.

В комплекте с приставкой продавались два пульта управления и световой пистолет, но игры для его использования были редкостью и он, по сути, был не нужен. Пульт представляет из себя небольшую плоскую коробочку с крестообразным джойстиком вверх-вниз-влево-вправо для левой руки, четыре кнопки управления для правой, и ещё две в центре для выбора игры и старта.

Второй пульт мог быть без центральных кнопок. Для подключения пультов к приставке было два разъёма на переднем торце корпуса. Если играл один человек, второй можно было не подключать. Но очень много игр было для двоих. Какой азарт, с криками и воплями был у игроков… Вслед за сюжетом пульты в руках крутили и наклоняли, поднимали и опускали… Это их и губило.

Провода около наконечников гнулись и обламывались, разъёмы разбалтывались и отрывались в месте пайки на плате. То же происходило со шнуром питания. Я был просто завален работой. Проводки в шнурах пультов соединял, разрезая корпус наконечника вдоль и укорачивая провода на пару сантиметров. Потом приходилось их склеивать. Иногда разрезал оболочку провода в месте излома и соединял пять проводков пайкой, а затем восстанавливал разрез. Для его аккуратного стягивания делал самодельную термоусадку из обычных кембриков, растягивая «на-горячую» их диаметр, а потом снова нагревал и они зажимали оплётку (сейчас они продаются готовые на любой размер и цвет). Разъёмы соединял с платой гибкими проводами, чтобы больше не отламывались. Разгибал или менял контакты в 60-ти контактном разъёме на выпаянные их ломаных приставок, их портили не аккуратно вставляя картриджи… Работа была. Скучать было некогда. Запчасти брал из ломаных приставок. Сначала недорого скупал ломанные. Потом их мне оставляли, если невозможно или дорого было ремонтировать. Этого добра на руках у людей было так много, что иногда приносили две, чтобы собрать одну. У меня скопилось их столько, что проблем с запчастями не было вообще. Начав писа́ть эту статью, я нашёл у себя на чердаке около десятка приставок и целую связку разных плат из них, а также пультов и проводов. Даже несколько картриджей сохранилось. Даже не думал, что когда-то пригодятся. Зато есть, что сфотографировать для статьи.

Вчера, сразу после публикации статьи, в первом же комментарии был задан вопрос о том, как работает пистолет приставки. Это моё упущение, что не описал его. Исправляю свою оплошность. Хотя пистолет называют световым, никакого светового луча он не испускает. Всё ровно наоборот. В начале его ствола стоит линза, которая фокусирует свет от экрана телевизора на фотодиоде в конце ствола. Для определения места, куда он нацелен используется развёртка телевизора. Так я читал в одном из журналов про игрушки, которые выпускались для любителей этого дела. но, это не правильное объяснение процесса. В момент нажатия на курок пистолета, весь экран гаснет на долю секунды, светится только место на экране, где находится цель (утка, летящая над камышами). Если пистолет улавливает этот квадратик, срабатывает попадание в цель, и птица падает. На картридже, продаваемом в комплекте приставки, была именно такая игра — охота на уток. Вроде бы были ещё игры для этого пистолета, но я о них не знаю. Если кто-то имеет такую информацию, поделитесь.
Описывать сами игры намеренно не буду. Думаю, Вы вместе вспомните их больше, чем я. Тем более, я в них практически не играл. Только иногда наблюдал за детьми. Так что, надеюсь на Ваши комментарии для продолжения разговора об этом интересном явлении, которым и до сих пор многие увлечены. На более высоком уровне, конечно.
И ещё. Своим названием приставка обязана рисунку слонёнка, который стал талисманом компании Стипплер (Steepler), созданной предприимчивыми молодыми людьми Андреем Чеглаковым, Максимом Селивановым, Владиславом Улендеевым, Андреем Андрееввым и гражданином Германии – Райнером Михлом. Они запустили в СССР в продажу эти игровые приставки. Логотип в виде слонёнка Денди был нарисован российским аниматором Иваном Максимовым и использовался в рекламной компании «Dendy — новая реальность».

Ретро игровая приставка, совершившая техническую революцию. Денди.

Позднее в продаже стали появляться другие подобные приставки, но даже их в народе всё равно называли Денди.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Обсуждение закрыто.