Фильмоскоп. Хорошо забытое старое…

Такой фильмоскоп называли "Танчик" за характерный вид. Фото из коллекции Яндекс-картинок.
Такой фильмоскоп называли «Танчик» за характерный вид. Фото из коллекции Яндекс-картинок.

Новое время диктует новые технологии. Но, иногда, так хочется вернуть кое что обратно. Я имею в виду наш старый подзабытый Фильмоскоп. Пожалуй, не было такого ребёнка в СССР, который бы не любил это простое устройство. Даже когда в каждом доме появился телевизор, наши дети (с помощью взрослых, конечно), любили повесить простыню или пелёнку на стену в комнате, установить на стол или тумбочку этот нехитрый аппарат и, выключив свет или завесив окно, сделать маленькое волшебство… Включался фильмоскоп и начиналась сказка.

Фильмоскоп ФГК-49 (СССР, 1950) . Фото из коллекции Яндекс-картинок.
Фильмоскоп ФГК-49 (СССР, 1950) . Фото из коллекции Яндекс-картинок.

Кто-нибудь из взрослых, или детей постарше, крутил головку на аппарате и на экране появлялась картинка, а под нею текст сказки или рассказа, который зачитывался вслух для не умеющих ещё читать малышей.
Немного отвлекусь от темы. В странах Запада, а особенно в Америке был культ комиксов. Да, что там был? Он и сейчас не так уж и прекратился. Не следил за этим специально, но в Европе так же, как у нас, нет такого повального увлечения этим жанром смеси литературы и искусства. И, если в Америке это в основном всякие супер герои и супер злодеи, то европейским читателям ближе детективы и приключения.

Ещё там (подпольно и у нас) любили спецпроекты для взрослой аудитории на тему взаимоотношения полов, как говорят сегодня, 18+, где много эротики и совсем уж откровенной порнухи. А вот в Японии, получилась смесь из американских, европейских и своих собственных изобразительных традиций. Те же супер герои с самурайским колоритом, плюс злодеи и чудовища, и те же 18+, а ещё Анимэ-культура, наложившая свой отпечаток и на комиксы. В СССР, особенно на заре зарождения собственной агит-культуры, тоже довольно широко использовали картинки с текстовыми «облачками» и подписями, но это немного другое… В чистом виде комиксы у нас печатались в детских журналах МурзилкаВесёлые картинки и ещё некоторых.

Помню, детьми, мы их с удовольствием читали, но эти журналы выходили один-два раза в месяц, а комиксы в них были короткими и не вызывали нетерпеливого ожидания продолжения. Так, посмотрели и забыли до следующего выпуска журнала.
Совсем другое дело фильмоскоп! Устройство довольно простое — тот же фотоувеличитель, только повёрнутый на бок и проецирующий изображение с позитивной плёнки на экран. Самое сложное в нём был объектив (на самом деле очень простой). Он короткофокусный, и его задача — передать ровное чёткое изображение на экран. Источником света являлась лампа накаливания.

Хорошо видно устройство фильмоскопа: Объектив, автомобильная лампа, за нею видна линза конденсора, а на откинутой крышке прорези для вентиляции. Фото из коллекции Яндекс-картинок.
Хорошо видно устройство фильмоскопа: Объектив, автомобильная лампа, за нею видна линза конденсора, а на откинутой крышке прорези для вентиляции. Фото из коллекции Яндекс-картинок.

В отличии от фотоувеличителя, в котором лампа включалась на короткое время экспозиции и, в процессе работы с ним, дольше была выключена, чем включена. Фильмоскоп же включался на продолжительное время. Ведь светодиодов ещё не придумали, а лампа накаливания грела больше, чем светила. Плёнка могла сильно нагреться и даже загореться. Приходилось принимать меры для отвода тепла. Делались дополнительные щели-прорези в корпусе. А лампа накаливания использовалась маломощная на низкое напряжение от 6 до 12 вольт, такие применялись в автомобилях и мотоциклах. Для использования аппарата в домашних условиях, лампы запитывались через трансформатор, понижающий напряжение с 220 или 127 вольт, в зависимости от напряжения в розетке, до нужного. Для равномерного освещения всего кадра перед объективом находился двухлинзовый конденсор. Он рассеивал, а затем равномерно распределял и направлял свет на плёнку. Затем объектив фокусировал изображение на экране. Для подстройки резкости на тубусе объектива делалась крупная резьба, которая позволяла его прокручиванием в корпусе аппарата легко изменять фокусное расстояние в зависимости от расстояния от фильмоскопа до экрана.
В фильмоскопах использовалась обычная перфорированная фотоплёнка шириной 35 мм., а кадр был горизонтальный размером 18 х24 мм. — ровно половинка от стандартного 24 х36 мм. фотоаппаратного кадра. Были и фильмоскопы на полный кадр 24 х36 мм., для него нужна была горизонтальная протяжка и, соответственно, другой аппарат. Но они применялись для просмотра плёнок, снятых обычным фотоаппаратом, а не диафильмов. Также он мог использоваться как увеличитель для печати больших изображений.

Но что-то я отвлёкся. Вернусь к фильмоскопам для диафильмов… Фильмовой канал делался из металлического листа методом штамповки. Он очень простой — это жёлоб с кадровым окошком и резиновым валиком с головкой для его вращения над ним. Этот жёлоб имеет на своём верхнем конце изогнутый лоток, куда помещается рулон с плёнкой. Плёнка перематывается на начало и вставляется в жёлоб на подающий валик. Он прокручивается так, чтобы плёнка проталкивалась вниз. Когда кадр на плёнке полностью попадал в кадровое окошко, вращение вала прекращалось, и на экране было видно изображение. Для детей это, обычно была сказка или рассказ с письменным сопровождением каждого кадра. После прочтения и просмотра, кадр переводился на следующий и так до надписи «КОНЕЦ».
Моделей таких фильмоскопов выпускалось очень много. Разной сложности и качества. Их стоимость была небольшой. Самые простые стоили около 10-ти рублей. А плёнки для них продавались в очень многих местах, которые имели отношение к детским товарам. Их можно было купить в книжных магазинах и киосках «Союзпечать», даже в продуктовых или универсальных магазинах.

Ещё были диафильмы со звуковым сопровождением на грампластинках. Они продавались в комплекте. Были такие на одну сказку на маленькой пластинке и коробочке с плёнкой, а были и целые сборники — большая долгоиграющая пластинка с целым набором плёнок. Пластинка ставилась в проигрыватель и дети слушали сказку в профессиональной озвучке с красивыми картинками.
Но не только для детей использовали эти, вернее, подобные устройства. Они очень помогали в процессе обучения школьников и студентов. Для этого использовались более сложные аппараты, рассчитанные для просмотра полноформатных слайдах 24 х 36 мм. и назывались они Слайд-проектор или Диапроектор. Они выпускались и до сих пор выпускаются на уже новой элементной базе со светодиодами и автоматической сменой слайдов и синхронизированным звуковым сопровождением. Были и такие, которые позволяли просматривать и рулонные плёночные диапозитивы и слайды в стандартных рамках 50 х 50, или 70 х 70 мм..
Но это уже выходит за рамки задуманного мной рассказа об этом замечательном для своего времени устройстве — фильмоскопе.
Лично для меня, от пользования фильмоскопом остались самые положительные впечатления. Мои трое детей имели разницу в возрасте между собой по шесть лет… И всем им очень нравилось сидеть вечером перед экраном из пелёнки и слушать сказки с картинками. Их знали наизусть, знали каждую картинку и каждую надпись, каждую царапину на плёнке… и, всё равно просили включать их снова и снова.
А ещё у фильмоскопов было очень интересное предназначение — через них великолепно можно было просматривать плёнки, снятые на позитивную цветную плёнку фотоаппаратами на 72 кадра типа «Чайка» и других. Достаточно только при фотографировании повернуть фотоаппарат боком, чтобы сориентировать кадр в нужном для фильмоскопа положении. Для этих целей мной был приобретён универсальный проектор, который имел сменную рамку для вертикальной протяжки плёнки и слайдов в пластмассовых рамках 50 на 50 мм.. Был такой период, когда была очень популярна цветная позитивная плёнка ORWO. Было очень удобно и не дорого фотографировать на неё, а потом сдавать на проявку в фотоателье. У меня до сих пор сохранилось несколько коробок с такими слайдами.
Уже учась в ВУЗе, я испытал на себе процесс обучения с использованием светового проектора. Некоторые наши аудитории были оснащены мощной аппаратурой для проецирования на большой экран (вместо доски) изображений со слайдов, с картинок формата книжной страницы в отражённом свете или, на просвет, с прозрачной рулонной плёнки, которая прокручивалась на кафедре преподавателя, на которой он писал и рисовал лекционный материал вместо доски с мелом. Использовались появившиеся тогда фломастеры и такие лекции посещали и слушали гораздо охотнее, чем по старинке — с использованием доски за спиной преподавателя. А некоторые из них заранее заготавливали плёнку, на которой записывали и качественно рисовали нужные для лекции рисунки. А на лекции только прокручивали эту плёнку, и маленькой указкой (авторучкой) водили по плёнке, рассказывая и показывая лекционный материал. Та же аппаратура позволяла проецировать и плёночные диафильмы по техническим темам, которые мы изучали. Для того времени, а это первая половина 70-х годов, это было круто, как сказали бы сейчас. Потом, уже после института, я видел много различных слайдопроекторов, с разным устройством смены слайдов… Ручные и автоматические, с прямоугольными и круглыми кассетами, дешёвые и дорогие, но та, институтская система, до сих пор самая крутая из тех, что тогда были.
Не ушли в полное забвение диа- и слайдопроекторы и сейчас. До сих пор некоторые фирмы их выпускают, но, конечно, уже на современной элементной базе.

Вместо ламп накаливания используются мощные светодиоды, которые могут долго работать в автономном режиме. Но и старые конструкции легко можно купить на развалах блошиных рынков. Недавно был на одном таком, и видел несколько подобных устройств из прошлого. Даже старые диафильмы ещё можно купить. В следующий раз, если встречу, обязательно куплю и покажу своим малышкам, у меня как раз есть две двухлетки — внучка и правнучка. Просто уверен, что им это будет интересно.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Обсуждение закрыто.