В 1932 году немецкая компания Agfa провела очень необычную рекламную акцию… Она продавала простой, но вполне работоспособный, фотоаппарат всего за четыре монеты номиналом в одну рейхс-марку. Но был один нюанс — монеты должны были быть разных монетных дворов, каждый из которых метил свои деньги определённой буквой. Таким образом, можно было собрать четыре монеты с названием компании A-G-F-A. Именно за эти четыре монеты можно было получить настоящий фотоаппарат, и назывался он Agfa Box 44 компании Agfa, которая производила фотоаппараты, фотоплёнки, химикаты, экспонометры и другое оборудование для фотографии. Камера получила своё народное название Preisbox, т.е. Премия или даже Премиальная коробка. В то время средняя зарплата немецкого рабочего составляла 130 рейхсмарок, 1 кг сахара — 0,80 марки, 1 кг сливочного масла — 3 марки, мужская сорочка 1,5 — 8 марок…
За четыре марки купить фотоаппарат было нельзя. Это новое увлечение было уделом обеспеченных и свободных от простых забот людей. А этим шагом, этой акцией к фотоделу привлекались простые люди и, главное, молодёжь. Но интересно ещё и то, что акция была направлена вовсе не на популяризацию фотолюбительства (хотя она сыграла в этом очень большую роль), а на рекламу рулонной фотоплёнки этой же компании — Agfa Isochrom-Film B2, которая использовалась в этой фотокамере.
И расчёт оправдался — прибыль от продажи фотоплёнки вскоре перекрыла все убытки от продаж камеры. Акция отлично прорекламировала саму компанию, а новые фотолюбители, начавшие с этой фотокамеры, впоследствии переходили на другие, более совершенные и дорогие, модели этой же фирмы. Ранее в 1930 году подобная акция была проведена в Пруссии. Там для популяризации фотографии совместно с отделом культуры Agfa примерно такими же камерами награждались выпускники школ или технических училищ, добившиеся успехов в каких-либо областях. Но акция с монетами 1932 года превзошла все ожидания. За два дня были распроданы все запасы этих камер со складов компании. Пришлось срочно дополнительно довыпустить большое количество этих фотоаппаратов. Выпускалась эта модель до 1936 года.
Теперь о самом фотоаппарате… Он представляет из себя корпус в виде картонно-деревянного короба с отверстием для объектива спереди и съёмной металлической крышки сзади. Сбоку корпуса установлена Т-образная головка для перемотки плёнки на следующий кадр. На задней крышке в нижней части слева имеется небольшое окошко, закрытое красным стеклом для индикации текущего кадра. Крышка крепится к корпусу двумя проушинами снизу на небольшие стальные штырьки и пружинной пластиной сверху. Если, при снятой крышке, слегка вытащить головку перемотки, из корпуса легко вынимается внутренний контейнер, который сделан из чернёного металла с окном размером 6 х 9 см. сзади и объективом спереди.
В качестве объектива используется стеклянная выпуклая линза с фокусным расстоянием 105 мм. Относительное отверстие, т. е. диафрагма — 1/11. При такой диафрагме жёстко установленный объектив обеспечивает резкий кадр от 3 м. до бесконечности. Для портретной съёмки с расстояния в один метр на окошко объектива устанавливалась дополнительная линза, которая приобреталась отдельно. Так же в верхней и нижней части контейнера имеется место для подающей и приёмной катушек с рулонной плёнкой шириной 6 см.. Вверху и внизу кадрового окна установлены ролики для лёгкой протяжки плёнки.
Подающая катушка вставлялась в нижнюю часть контейнера, а приёмная в верхнюю. Плёнка, намотанная на катушку вместе с чёрной бумагой, имела длинный начальный бумажный конец, который вставлялся в прорезь приёмной катушки. Эта катушка слегка прокручивалась до натяжения плёнки, затем вся кассета вставлялась на своё место в корпус, головка перемотки вдавливалась с прокручиванием до фиксации на своё место и плёнка окончательно натягивалась в окошке фильмового канала. Оставалось только аккуратно поставить заднюю крышку на своё место, и фотоаппарат был готов к работе.
Прежде, чем рассказать о работе с камерой, скажу об её остальных конструктивных особенностях… В передней части фотоаппарата перед линзой объектива установлен затвор. Это достаточно простая однолепестковая конструкция со всего одной выдержкой примерно 1/30 сек. Взвод затвора не требуется, для спуска достаточно нажать рычажок сбоку корпуса в передней нижней его части вверх или вниз, в зависимости от его текущего положения. Выше этого рычажка находится ещё один такой же по виду, но он позволяет производить съёмку с длинной выдержкой. В нижнем положении выдержка 1/30 сек., а в верхнем — при нажатии спуска, затвор открывается, а закрывается только при следующем нажатии на спуск.
Для визирования объекта съёмки, сверху и сбоку в передней части камеры имеются вертикальное и горизонтальное окошки с матовым стеклом и маленькими линзами на передней панели. Свет, проходя через эти линзы, попадал на зеркала, расположенные под 45 градусов между ними и матовыми стёклышками и давал на них изображение кадра. В зависимости от желания фотографа, использовалось одно или другое окошко визирования. Размер этих окошек очень мал, но определить границы кадра позволяет! Для съёмки плёнка проматывалась вперёд до появления в окошке на задней крышке цифры " 1 " (цифры номера кадра были хорошо видны, т. к. наружная сторона защитной бумажной ленты окрашивалась в жёлтый или светло-красный цвет), затем камера наводилась на объект и нажимался спуск! Плёнка перематывалась на кадр № 2 и можно было снимать снова. И так далее… Защиты от повторного спуска затвора на один и тот же кадр не было, поэтому нужно было быть очень аккуратным и следить за своими действиями. На одну плёнку помещалось восемь кадров размером 6 х 9 см., затем плёнка проматывалась вперёд до конца бумажной ленты, снималась задняя крышка, слегка вытаскивалась головка перемотки, вынималась внутренняя кассета, из неё вытаскивалась катушка с использованной плёнкой и убиралась в сумку или карман. Пустая катушка переставлялась на место приёмной и можно было заряжать новую плёнку.
Порядок работы с камерой таков: Т-образной ручкой переводим плёнку на очередной номер кадра в красном окошке на задней крышке. Ставим переключатель затвора в нижнее положение (или верхнее для длительной выдержки). Выбираем положение корпуса вертикальным или горизонтальным и, глядя в соответствующее окошко с матовым стеклом, выбираем границы кадра. Остаётся только нажать на рычажок спуска затвора (вниз или вверх, смотря в каком положении он находится). Слышим лёгкий щелчок, кадр готов! После последнего кадра подматываем плёнку до окончания бумажного ракорда и вынимаем плёнку на катушке…
Конечно, фотокамера очень простая и имеет много недостатков, но она сыграла очень большую роль в популяризации фотографии как нового для большого количества людей дела! Армия фотолюбителей увеличилась многократно, а компания Agfa с лихвой отыграла свои расходы на продажу дешёвых фотоаппаратов за счёт продажи фотоплёнки.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.