Ретро проигрыватели и самоделки для воспроизведения звука. Часть 1.

Для нынешнего молодого поколения (и для существенной части их родителей, бабушек и дедушек), совершенно обычным являются устройства воспроизведения качественного цифрового звука. Любая музыка, речь и прочие звуки легко записываются и хранятся на устройствах, которые мы, на нерусский манер, называем гаджеты. Мы уже, даже не задумываясь, нажимаем кнопку или просто касаемся экрана на наших умных коробочках и, вуаля — никаких проблем… Что нужно — записывается, что нужно — воспроизводится. Я не буду Вас «грузить» и рассказывать о принципе действия и истории изобретения звуковых устройств. Об этом учат в школе на уроках физики. Но ве́рхом совершенства в начале второй половины 20-го века по качеству записи и воспроизведения были грампластинки. А это механическая запись и воспроизведение. Сначала они были хрупкими и вмещали на одной стороне только одну песню или что-либо другое той же длительности, затем технологии и материалы совершенствовались, пластинки стали делать из винила и помещалось уже до 10 песен… Но устройства были достаточно нежными и использовались, за редким исключением, стационарно. Потом появились магнитофоны. Придуманы они были ещё в конце 19 — начале 20 века, но были до́роги и несовершенны. В быту они были двух видов — плёночные на катушках, и кассетные. Выглядели они примерно так (фото из Яндекс-картинок).
Их бурное развитие и появление в домах простых людей пришлось на вторую половину, так часто упоминаемого мной 20 века. Но это так, предисловие, а рассказать я хочу об умельцах, которые не хотели мириться с дефицитом, высокой стоимостью и несовершенством этих устройств.
Те устройства, о которых я собираюсь рассказать, уже имели электронную начинку. Вначале ламповую, а затем транзисторную. Электроники я углублённо касаться не буду, это тема отдельного разговора… Расскажу о механике. Вначале о грампластинках. О записи звуковой дорожки на пластинках я уже рассказывал в статье Фотография со звуком или музыка на костях. Бо́льший интерес был в качественном воспроизведении звука. Купить грампластинки с записями музыки хорошего качества не составляло большого труда, разве что импортных. А вот хороший проигрыватель и звуковые колонки стоили дорого. Не каждый мог себе их позволить.
Зато сделать могли довольно многие. Народ был изобретательный, технически грамотный, руки росли откуда надо. Развлечений, отнимающих свободное время, было немного, и люди творили. Многие, кто хотел что-то сделать, имели свои мастерские и инструменты. Многие имели возможность заниматься этим на работе и, без угрызений совести, этим пользовались. Другие имели знакомых и не очень знакомых, которые за небольшую плату или, чаще, за бутылку домашней или магазинной валюты, помогали изготовить необходимые узлы и детали… И народ творил. Я лично знал много таких людей, которые делали своими руками такие аппараты, что впору гордиться знакомству с ними. Один мой близкий товарищ сделал проигрыватель, подобный которому в продаже появился лет через пять. В больших городах, наверное, и раньше, А в нашей провинции, мы таких ещё точно не видели. Там было столько тонкой токарной и слесарной работы, что трудно было поверить, в то, что вся она выполнена на простом небольшом токарном станке для школьной мастерской. Просто у него на работе использовали именно такой. Главное в таком проигрывателе — это плавное и стабильное вращение диска, на который кладётся грампластинка. Скорость должна быть ровно 33 и 1/3 оборота в минуту. Большой алюминиевый диск, с впресованной в него стальной осью, вращался в бронзовой втулке и опирался на стальной шарик. На боковой стороне этого диска нанесены вертикальные ри́ски, которые подсвечиваются неоновой лампой мерцающей с частотой 50 Герц (это частота тока в сети).
Примерно так выглядит диск проигрывателя с ри́сками для стробоскопа.
Примерно так выглядит диск проигрывателя с ри́сками для стробоскопа.
Стабилизатор скорости электродвигателя имел небольшую регулировку и, при достижении частоты вращения диска 33 и 1/3 об/мин., эти ри́ски как бы останавливаются и, кажется, что диск не двигается. Это стробоскопический эффект. Число ри́сок кратно 50-ти. Для вращения диска под ним стоял небольшой электродвигатель от какого-то негражданского агрегата и через небольшой шкив на своей оси и резиновое кольцо крутил большой шкив на нижней части диска для пластинок. Для синхронизации вращения двигателя использовались те же ри́ски на боковой поверхности диска. С левой его стороны стояли скрытые лампочка и фототранзистор, разделённые перегородкой. Свет отражался от полированной поверхности и, за счёт чёрных полосок, попадал на этот транзистор. Импульсы с него обрабатывались небольшой схемой и сравнивались с контрольным генератором импульсов схемы. А она регулировала напряжение двигателя и, соответственно его обороты. А на панель проигрывателя был выведен регулятор для тонкой подстройки по стробоскопу с неоновой лампочкой описанный выше. Рядом с диском на шарнире из двух колец находится тонарм (рычаг с системой противовесов) на конце которого установлена головка звукоснимателя с алмазной иглой. Дело в том, что игла звукоснимателя ложится на очень тонкую дорожку-царапину на поверхности грампластинки, она колеблется с частотой звука, который на ней записан. При этом она, неизбежно, царапает пластинку и портит её. Чем сильнее давит, тем больше портит. Сейчас, с цифровых носителей, мы не слышим посторонних шумов. А тогда на всех проигрывателях присутствовал посторонний шорох от движения иглы по дорожке. Со временем он усиливался, появлялись царапины (щелчки при воспроизведении) и пластинка приходила в негодность. Поэтому теперь, при реставрации старых грампластинок, уходит много труда (в том числе и ручного), для удаления щелчков и шороха.
Это фото тонарма из сети. Их было множество, но принцип работы такой же.
Это фото тонарма из сети. Их было множество, но принцип работы такой же.
Тонарм имел две степени свободы — по повороту в стороны и вверх-вниз. Противовесами он балансировался так, что игла звукоснимателя едва касалась пластинки. Нажим регулировался такой, чтобы головка едва касалась пластинки. Увеличивать его приходилось только для неровных пластинок, чтобы звукосниматель не подпрыгивал и не терял дорожку.
Примерно так выглядел проигрыватель моего товарища. Даже прозрачная крышка была склеена дихлорэтаном и выглядела так же.
Примерно так выглядел проигрыватель моего товарища. Даже прозрачная крышка была склеена дихлорэтаном и выглядела так же.
Ещё в механизм проигрывателя рядом с основанием тонарма, было встроено устройство мягкого опускания головки звукоснимателя. Ведь большинство царапин на пластинке появлялось именно при этом действии, особенно после нескольких рюмочек хмельного. А так, подвигаем головку к краю пластинки, нажимаем кнопку или рычажок, и головка на штанге медленно опускается на дорожку, не травмируя пластинку. Чаще всего его делали в виде трубочки, один конец которой был почти полностью заглушен, с поршнем, который под действием пружины медленно опускал скобу, на которую опиралась штанга головки. Или поршень в трубке двигался по густой смазке и тоже сдерживал его быстрое опускание.
Я всё так подробно описываю, чтобы Вы могли представить себе, сколько трудностей нужно было преодолеть, чтобы получить то, о чём сейчас не нужно даже думать. И обычный пользователь тогда должен был всё это учитывать, регулировать, беречь пластинки, протирать их особыми мягкими тряпочками, иногда мыть с мылом и сушить в вертикальном положении… Кстати, хранить их тоже рекомендовали не лёжа, а стоя. У меломанов для этого были целые стеллажи с ячейками для пластинок. А сейчас вся огромная коллекция такого любителя музыки умещается на флешку или диск компьютера. Качество записи неизменно и очень высоко. И не нужно искать эти пластинки и покупать их за большие деньги. Я сам покупал с рук не очень новые пластинки Битлз, Роллинг стоунс и другие по цене от 80 рублей и выше. А это почти моя зарплата. Копить приходилось долго. А ведь их нужно было ещё и найти…
Но вернусь к рассказу. Когда я увидел это чудо, загорелся сделать себе такой же. Звучание было очень хорошее даже просто на два динамика. Я помогал ему делать колонки. И мы их сделали. Очень хорошие, из толстой фанеры, с резонансными каналами, трёхполосные… Самое сложное было найти нужные динамики. Но сделали. Когда было время, я приходил к нему просто послушать музыку за рюмочной чая.
Себе я такой проигрыватель тоже сделал, но деку (механику проигрывателя) купил готовую. Как раз к тому времени появились так называемые приставки для внешних усилителей. Она была сделана по тому же принципу, что и его самодельный, только в заводских условиях и в готовом корпусе. Я сделал стерео усилитель сам и вставил его в тот же корпус. Колонки тоже были самодельные. Теперь уже ко мне приходили друзья слушать музыку.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Обсуждение закрыто.