Пришло время рассказать о старинных часах. И не просто рассказать, а помочь их отремонтировать и настроить. Делать я это буду на примере моих настенных часов с боем. Они куплены мной в Ленинграде в комиссионке Апраксин двор в 1973 году, будучи студентом за 11 советских рублей. До этого я такие, вернее подобные, видел только в кино. Среди наших друзей и знакомых были только более поздние модели уже советских часов. Часы, в то время, не входили в круг моих интересов, но мне они показались шикарными. К тому же, на их механизме была надпись «Adler Gong«, а я приехал учиться именно оттуда. Адлер в то время уже был районом Сочи, но до этого он был городом. Ещё не очень давно даже выпускалась газета «Адлерская Правда», и люди по привычке называли его городом. Я их внимательно осмотрел, убедился, что все детали на месте и, недолго думая, купил. Оказалось, что они не работали по простой и, как я узнал гораздо позже, распространённой причине. Бывшие хозяева смазали их подсолнечным маслом. Любой грамотный механик уже понял, что произошло. Для остальных объясняю… Подсолнечное, или растительное масло ни в коей мере не является смазочным, разве что на короткое время. Его состав и свойства похожи на олифу. При высыхании она затвердевает и создаёт корку типа лака. Ею пропитывали древесину, разбавляли масляную краску и прочее. Короче говоря, все оси моих часов были приклеены к своим отверстиям, масла налили так много, что казалось, их просто макнули в него целиком. Даже зубья шестерёнок слиплись между собой. А самое плохое, что такое засохшее масло не́чем было растворить. Я и сейчас не знаю, что его растворяет. Частично я масло убрал, размачивая и кипятя детали в мыльной воде. Потом его соскабливал деревянными щепочками (чтобы не царапать) и мыл, мыл и мыл. Даже сумел запустить. Но ходили они с трудом и не вырабатывали до конца пружинный завод. Ещё одну проблему я создал себе сам. При разборке, я раскладывал детали по порядку, но из-за масла ремонт затянулся, порядок чистки был не упорядоченным, чистил, то одно, то другое. Детали перемешались… Спросить было некого, до всего доходил сам. Благо, что шестерёнки невозможно перепутать. Поставить на чужое место можно, но не будет взаимодействия с соседними. И, конечно, помогло, что я и по характеру, и по склонности, и по учёбе был механиком. Когда я видел детали, то уже как бы видел их связь между собой. Стоило это мне большим отставанием от учебного процесса, по курсовым работам и другим проблемам. Аукались мне эти часы ещё и в следующем семестре. Но выкрутился. А часы на первых же каникулах (зимних), отвёз домой и вернулся к ним уже после окончания учёбы. Намного позже, когда после работы несколько лет по специальности инженером-механиком автомобилей, подался на «вольные хлеба» в организацию БОН (бытовое обслуживание населения). Это был сочинский Завод бытовых машин и приборов «Иней». Там мне приходилось заниматься очень разными видами ремонтных работ. А работая бок о бок с другими мастерами, я смог постичь и много новых для себя специальностей, в том числе и часовщика. Смог собрать много специфического инструмента и научиться им пользоваться. А это очень важно. Такой не купишь в магазине. Даже сейчас. Хотя, теперь, есть Али-экспресс. А тогда привозили частные торговцы. Где они брали, не знаю. Но у них покупали швейцарские напильники, надфили, лупы, цанговые зажимы, отвёртки и много чего ещё специфического. И это в 80-х годах 20-го века! Многим инструментом я пользуюсь до сих пор. Есть у меня и инструмент от старого часовщика Верлинского Аркадия Самуиловича, с которым я работал вместе несколько лет, и умершего в наше «новое смутное время». Его (инструмент) отдала мне баба Вера — его жена. Мир его праху.
Но вернусь к часам. Ими я занялся, уже поднабравшись знаний и инструмента. До этого я их просто слегка почистил и смазал специальным часовым маслом. Они ходили, но могли остановиться совершенно неожиданно и без видимых причин. Я их заново перебрал, кое-что сделал и они лет пять исправно служили моей семье. Потом мы переехали в новую квартиру и они легли на полку в кладовке, где и находятся сейчас. За это время я отремонтировал несколько подобных механизмов и несколько более сложных. Это не было моей работой, ремонтировал я не механические, а электронные часы. Они, как-то неожиданно, стали очень популярны и многочисленны. Мой старый товарищ занялся их ремонтом почти с момента их появления, и меня убедил заняться тем же. Тогда-то я и перешёл в Службу Быта, и началась моя новая карьера. Но я опять сбиваюсь на воспоминания… О часах. Когда у меня возникла мысль об этой статье, решил, что будет интересно соединить воедино два полезных дела — это ремонт конкретных часов и популярный наглядный рассказ об этом для Вас, моих читателей. Прошлая немного сумасшедшая статья о записи сновидений была юбилейной, сотой. Новый отсчёт я хочу начать с полезной статьи. Думаю, кто-то сумеет воспользоваться ей, как шпаргалкой для ремонта своих часов, или просто будет иметь представление о том, как это делается.
Итак, я в кладовке. Часы завалены всякой всячиной и их пришлось «откапывать»… Всё оказалось гораздо хуже, чем я думал. Корпус часов рассохся и частично развалился. Такими я их достал…
На литом металлическом основании видно их название Adler gong и эмблема в виде орла, держащего в лапах три буквы — FMS . Это название немецкой фабрики Friedrich Mauthe Schwenningen. Adler Gong — торговая марка, под которой выпускались часы этой фабрики с 1905 по 1915 годы.
Adler — в переводе с немецкого означает Орёл, а gong — это то, что издаёт металлический звук при ударе об него молоточка, или чего-то подобного. Поэтому гонгом называют в часах то, что издаёт звук при ударе. Это может быть пружина, один или несколько стальных штырей, колокол, струна и прочее. Поэтому Adler gong — это не обязательно название часов, а то самое основание с закреплённой на ней стальной пружиной фирмы FMS. Часы с таким, как у меня механизмом, выпускались в разных корпусах, с разными циферблатами и маятниками, могли быть чеканными или эмалевыми. Их выпускали и для широкого круга потребителей, и по спец заказу для ведомственных нужд. Мои, скорее всего, имели отношение к почтовому ведомству, судя по рисунку на его маятнике.
Это настенные часы с боем, работающие от двух стальных спиральных пружин, заключённых в латунные барабаны с зубьями ведущей шестерни на корпусе. Одна спираль работает на ход часов, вторая — на механизм боя. Они рассчитаны на непрерывную работу часов примерно одну неделю при полном заводе. Взвод пружин осуществляется ключом через выступающую ось с квадратным сечением через окошки на циферблате.
На рисунке ниже Вы видите механизм часов. В их нижней части видны два барабана с пружинами. Левый из них приводит в движение механизм вращения стрелок, правый — механизм боя. Большая шестерня в центре между ними — первая ведомая шестерня хода часов из четырёх, она называется добавочное колесо. Оно принимает на себя давление большой внешней шестерни барабана на свою внутреннюю, маленькую. Её внешняя шестерня, так же, передаёт вращение на зубья маленькой внутренней следующей, которую называют центральное колесо, затем на промежуточное колесо, затем на анкерное. С каждым переходом число оборотов следующего увеличивается на коэффициент передачи, в зависимости от числа зубьев сопряжённых колёс-шестерёнок. В конечном результате за один оборот анкерного происходит всего небольшой сдвиг внешней шестерни на барабане с пружиной. Соответственно передаточному коэффициенту, на каждой из шестерёнок падает и давление в зубьях ведущей на ведомую. Если первую шестерёнку невозможно удержать руками при взведённой пружине, то последнюю легко затормозить простым прикосновением пальца. Она передаёт усилие уже на скобу маятника. Так же и в системе боя. Четыре шестерни увеличивают обороты, снижая давление, но после последней находится крыльчатка (ветрянка), сдерживающая вращение за счёт сопротивления воздуху, а после неё уже стоит ударный механизм молоточка, бьющего по гонгу нужное число раз.
Начнём разбирать механизм часов. Готовим коробочку, куда будем всё складывать, а лучше две, отдельно для хода часов и для механизма боя. Для начала снимем циферблат. Для этого вынимаем штырёк в виде клина на кончике оси минутной стрелки и снимаем шайбу под ним. Для этого используем специальные плоскогубцы с пропилом на одной «губе» или расшатываем его крепким пинцетом и вынимаем.
Затем по очереди снимаем стрелки, они просто стягиваются со своих осей. Затем переворачиваем механизм и вытаскиваем подобные клинья-фиксаторы из четырёх ножек крепления циферблата. Аккуратно, пошатывая, снимаем его. Можно разбирать механизм.
Для начала, мы снимем с центральной оси часовое колесо. Оно насажено прямо на ось минутной стрелки, но вращается через ещё одно колесо (вексельное), которое находится на передней платине рядом справа, и закреплено на своей оси сверху стальной проволочной скобой. Его внешние зубья воспринимают вращение минутной оси через маленькую шестерёнку на ней и передают вращение часовому колесу. Передаточное отношение минутной оси к часовому колесу через вексельное ровно шестьдесят к одному. Снимаем скобу с оси вексельного колеса и снимаем само колесо. В основании минутного колеса мы видим два кулачка, которые каждые полчаса продвигают вправо, а затем сбрасывают рычажок запуска боя часов. Фото сделаны на уже разобранном механизме. Пришлось их переделать. Приступаем к окончательной разборке механизма.
Идеальный вариант разборки, это когда обе пружины раскручены при работе часов до полной остановки. Но, обычно, они попадают мастеру в руки с уже взведёнными пружинами. Раскрутить пружину можно тремя способами.
Первый лучше делать с помощником- на верхней платине, под циферблатом, на квадратных осях концов барабанов есть маленькие шестерёнки с косыми зубчиками, а рядом с ними подпружиненные рычажки, которые удерживают их от обратного вращения. Это храповой механизм.
На ось надевается часовой ключ и слегка накручивается вперёд, как при заводе. Помощник крепко удерживает механизм, а мастер держит ключ и отодвигает пружинку с рычажком. Ключом слегка проворачивается ось пружины, как при взводе, храповой рычажок отодвигается, и пружина откручивается ключом в обратную сторону (лучше, немного, на пол-оборота), рычаг храповика отпускается, ключ перехватывается и снова, отпуская храповик, поворачивается обратно. Так понемногу пружина отпускается до конца. Вторая пружина отпускается таким же образом.
Второй способ проще. Вначале снимаем скобу маятника, для этого нужно открутить два болтика на накладке, которая держит задний конец её оси.
Но, просто снять скобу маятника и отпустить шестерёнки нельзя. Они начнут крутиться с ускорением и в конце, при вращении оси пружины, по инерции может сломать конец пружины. Кроме того оси шестерёнок и их отверстия в платинах механизма тоже повредятся от большой скорости вращения. Поэтому нужно смазать все оси и медленно раскручивать пружину, придерживая анкерную или промежуточную шестерни пальцем. Некоторые мастера делают это в ванночке с бензином. Так же отпускается и вторая пружина при снятой тормозной крыльчатке.
Третий способ для тех, кто не торопится и, для хотя бы плохо, но работающих часов. Снимаем с часов маятник и устанавливаем механизм так, чтобы он начал работать. Без маятника их ход будет легче и быстрее. Ждём пока пружина раскрутится, затем любым из первых способов заканчиваем процесс. Самый быстрый и надёжный первый способ. Я использую его. Пружины раскручены…
Теперь берём ключик или плоскогубцы, откручиваем четыре гаечки на углах верхней платины механизма и снимаем платину. Вынимаем все колёса и раскладываем их по коробочкам.
Бояться перепутать их при сборке не нужно. Они не станут на чужие места, но если опасаетесь, можете разложить их в нужном порядке и сфотографировать на смартфон.
Теперь возьмите плоскую жёсткую кисточку и небольшую щётку, можно зубную, с подрезанной щетиной. В плоскую посуду типа кюветы, желательно стеклянную или металлическую, наливаем немного очищенного бензина. Прекрасно подойдёт бензин-растворитель Галоша. Тщательно промываем все детали часов кисточкой и щёткой, сушим их на чистой ткани или бумаге и осматриваем. Не рекомендуется чистить блестящие бронзовые детали с помощью абразивных материалов, т.к. они имеют специальное покрытие и, если его стереть, они потемнеют. Если хочется придать блеск потемневшим деталям, лучше применить специальную химию. Но, если заводской лак стёрт и они уже потемнели, то это не имеет смысла, они потемнеют снова.
На этом этапе я свой рассказ и продолжу работу. По мере дальнейших действий, буду фотографировать и описывать процесс ремонта. Вы сможете это увидеть и прочитать во второй части статьи.
Предупреждаю слишком опытных и грамотных читателей, я не профессиональный часовщик и могу в чём-то быть не прав и не точен. Все мои действия продиктованы практическими знаниями и моим (!) здравым смыслом. Приму любые уточнения и подсказки. Не ругайте за ошибки, лучше поправьте. Уже в процессе написания статьи, я не нашёл подробного руководства по этой теме. Так что, если в итоге после Ваших уточнений, получится что-то цельное и практичное, кому-то и это сможет быть полезным.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.