Когда я писал страничку о фотоаппарате из моей коллекции Смена-35, я затронул вопрос о появившихся в 90-е годы простых, в основном китайских фотоаппаратах, которые в народе прозвали "мыльница" и сравнивал его с нашей Сменой. Так как я очень плотно занимался ремонтом этих фотоаппаратов с их появления в нашей стране до постепенного ухода в тень после массового и быстрого наводнения рынка цифровыми камерами, хочу предложить вам познакомиться с этими "мыльницами" поближе, ведь это тоже часть истории фотоаппаратостроения. Когда они появились бытовало мнение, что это очень хорошие, качественные фотоаппараты, а все старые "плёночники" по сравнению с ними — просто старый мусор. Их частенько выбрасывали или отдавали детям на игрушки. Со всей ответственностью заявляю, что это совершенно не так! В течении целого столетия высококлассные специалисты — инженеры, механики, физики и химики разрабатывали и совершенствовали фототехнику и процессы обработки фотоматериалов, и вдруг, кто-то делает устройство, которое и фотоаппаратом-то можно назвать с натяжкой, и отменяет вековые достижения науки и техники! Попробую простым языком рассказать, что же эти "мыльницы" из себя представляли. Любая мыльница, кроме навороченных, состоит всего из нескольких блоков, объединённых в одно устройство — пластмассовый корпус с откидной крышкой, протяжный механизм для плёнки с приводом от небольшого электродвигателя, который обычно находится в приёмном барабане на который наматывается плёнка и несколькими пластмассовыми шестерёнками для обратной перемотки и взвода затвора. Снизу или с торца находится отсек для двух пальчиковых батареек. На лицевой стороне корпуса установлен объектив. Это просто пластиковая линза в оправке на резьбе для одноразовой настройки резкости кадра. Внутри корпуса есть текстолитовая плата с электронной схемой на нескольких транзисторах, и полозковыми переключателями, отрабатывающими спуск затвора, подачу плёнки на один кадр с одновременным взводом затвора и несложной электронной схемой для вспышки. Вспышка, вернее её лампа, может стоять прямо на плате или на корпусе и соединяться со схемой всего тремя проводками. Прямо на этой же плате смонтирован затвор. Затвор представляет из себя чернёный металлический или пластмассовый лепесток на оси с пружинкой, перекрывающий небольшое, примерно 4 мм. в диаметре отверстие в центре платы. Во время подачи плёнки шестерёнки двигают планку на пружине, которая отводится в сторону и проскакивает мимо зубчика лепестка затвора, слегка приподнимаясь. Планка натягивает пружину и фиксируется кнопкой спуска. Теперь при нажатии на спуск планка соскакивает с фиксатора и перепрыгивает в начальное положение. По пути она цепляет зубчик лепестка затвора и он на мгновение, примерно 1/30-1/60 сек., открывает отверстие. Всё! Затвор сработал. При отклонении в крайнее положение лепесток замыкает контакты и срабатывает вспышка, если она включена. Для включения-выключения вспышки служит выключатель на корпусе фотоаппарата. При ярком дневном свете вспышку можно не включать. После срабатывания затвора планка замыкает контакты, которые включают электродвигатель и плёнка переводится на следующий кадр. При этом взводится затвор, контакты двигателя размыкаются и аппарат готов к новому кадру. В качестве дополнения к этой простой схеме работы на некоторых фотоаппаратах дополнительно ставился фоторезистор, который определял освещённость и давал сигнал на срабатывание вспышки при недостатке света. Делалось это очень просто — всего пара лишних транзисторов в схеме вспышки. Был у всех этих фотоаппаратов один общий минус — это ярко красный цвет зрачка глаза при съёмке со вспышкой. Это обусловлено строением глаза, вернее его сетчатки и зрачка, которые так отражали яркий свет вспышки. На фотографии, снятой при недостатке света со вспышкой, глаза людей и животных просто сияли и с этим приходилось бороться. Можно было это исправить на компьютере специальными программами или при съёмке самим фотоаппаратом. Делалось это просто — при нажатии кнопки спуска сначала срабатывала вспышка с небольшой яркостью светового импульса, зрачок сужался и затем уже срабатывал затвор и вспышка с полной яркостью. Красный глаз на фотографии оставался, но маленького размера и менее заметный. Во многих фотоаппаратах делали ещё проще — Вместо вспышки перед спуском затвора на передней панели загорался яркий красный светодиод и светил прямо в глаза фотографируемому. Зрачок, хотя и в меньшей степени, но тоже сужался и происходил спуск затвора со вспышкой. Когда плёнка кончалась, достаточно было сдвинуть переключатель в нижней части корпуса фотоаппарата и плёнка сама перематывалась в катушку. А были ещё и одноразовые фотоаппараты. Это та же мыльница, но уже заряженная плёнкой, в пластмассовом корпусе со вспышкой на батарейке. Она вообще не предназначалась для замены плёнки. Её покупали за цену чуть дороже стоимости плёнки и после съёмки отдавали целиком в фотолабораторию. Там её взламывали и вынимали плёнку для проявки и печати фотографий, а камеру в мусор. Перевод кадра и взвод затвора производились вручную. Единственно, что в ней было интересно, это плёнка. Она имела чувствительность 2000 единиц DIN. Это очень большая чувствительность (обычная плёнка 100-200 ед.) и только это позволяло получить приемлемое качество снимка при очень сильном диафрагмировании. Я отдельно в продаже такую видел очень мало. Казалось бы всё гениально просто, но… За счёт чего добивались приемлемого для пользователя качества? Ведь чего можно ждать от объектива, состоящего из одной пластмассовой линзы и затвора с нестабильным временем открытия? Да за счёт того же сильного диафрагмирования объектива и качества современной фотоплёнки и химии её обработки! Оптика в этих фотоаппаратах находится на уровне старой камеры-обскуры, а о затворе и говорить не приходится. При маленьком относительном отверстии (диафрагме) глубина резкости такая большая, что отпадает необходимость в регулировке резкости в зависимости от расстояния. Кадр получался резким от одного метра до бесконечности. Некоторые мыльницы подороже имели автофокусировку. В них действительно был блок определения расстояния до ближайшего объекта съёмки с помощью пары инфракрасных фотодиодов. Описывать принцип её работы я не буду, но она довольно простая. И работала она тоже очень просто — если расстояние определялось меньше 3-х метров, то просто делался кадр. Если больше 3-х метров, то маленький электромагнит притягивал рычажок, соединённый поводком с тем же простым объективом, но в оправке на резьбе и немного проворачивал его на меньшее фокусное расстояние, которое соответствовало резкости от 3 м. до бесконечности. Вот и весь автофокус. И если эту же плёнку поставить в настоящий фотоаппарат с настоящим объективом и хорошим точным затвором, то качество кадра будет несопоставимым. Ведь фотографы профессионалы так и делают. Они используют современную качественную фотоплёнку и настоящие профессиональные фотоаппараты, которые на порядок выше тех, которыми пользовались простые фотолюбители (я не о мыльницах) и получают такие результаты, о каких наши отцы и деды могли только мечтать. Хотя художественная ценность фотографии достигается, конечно, не только качеством фотоаппаратуры, а главное — талантом фотохудожника!
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.