Старшее и среднее поколение нашей (и не только) страны помнит повальное увлечение игрушкой, которую можно было видеть в руках очень многих людей в самых разных местах — это Тетрис. Гениальное изобретение нашего соотечественника Алексея Пажитнова. Его вклад в создание игрушек для компьютера поистине бесценен, а его личная история и история его изобретения, читаются, как детективный роман. https://www.igromania.ru/article/11612/Istoriya_tetrisa_Kak_yeto_bylo_na_samom_dele.html.
Едва ли можно найти человека в нашей (и не только) стране в возрасте старше 20-ти лет, кто не играл в эту игру на одноимённой игрушке. Среди более молодых, такие уже встречаются, хотя и в небольшом количестве. Как было удобно занять время этой игрушкой во время ожидания в самых разных ситуациях — от очереди за товаром или услугой до высиживания в аэропорту или вокзале перед отправлением…
Вспомните этот характерный звук попискивания и музыки включения, перехода на новый уровень или окончания игры… Игрушка была почти у каждого взрослого, а про детей даже можно не говорить. У всех. Повально.
Я тогда работал в Службе быта и занимался ремонтом различной электроники, В том числе и Тетрисов. Казалось бы, игрушка настолько простая, что и ремонтировать нечего. Но это не так! Свои заморочки и поломки были и в ней. Но прежде об устройстве игрушки!
Если посмотреть её внутренности, то всё совсем просто.
Перечислю все её части в порядке сложности и важности: Процессорная плата, Дисплей с контактными соединительными поло́сками, Плата управления с кнопками и контактами из токопроводящей резины, Динамик для звукового сопровождения и батарейный отсек, по важности не последний, а просто необходимый, как и в любом электронном устройстве. Теперь подробнее.
Процессорная плата. Небольшой кусочек стеклотекстолита с соединительными дорожками, небольшим количеством деталей и бескорпусным процессором, залитым чёрной смолой.
Вся работа игрушки происходит именно в этом процессоре, а несколько навесных деталей — пара сопротивлений, дроссель и транзистор, только для вывода звука на маленький динамик, установленный отдельно в корпусе.
Дисплей. Эта деталь сейчас установлена в очень многих, как сейчас говорят, гаджетах.
Это две стеклянные пластинки — нижняя с наклеенной поляризационной плёнкой и светоотражающей наклейкой с внешней стороны и очень тонким прозрачным слоем серебра на внутренней. Вторая (верхняя) пластинка имеет нанесённые на неё узкие дорожки и площадки в виде сегментов цифр (на других дисплеях это могут быть любые другие фигуры или их части). Слой серебра этих дорожек и сегментов такой тонкий, что их можно увидеть только при взгляде сбоку по отражённому блеску, а при простом прямом просмотре они не видимы. Стёкла склеены по краям так, что между ними остаётся зазор. Он заполнен специальной жидкостью, которая меняет свою структуру при приложенном к ней электрическом поле. А если на лицевую сторону дисплея приложить или наклеить поляризационную плёнку, то в местах электрического поля и изменённой структуры жидкости будет виден чёткий рисунок фигуры, к которой подведено напряжение положительного потенциала. Отрицательный потенциал подаётся на серебряный слой нижнего стекла. Каждый сегмент (или фигура) на верхнем стекле имеет вывод в виде дорожки на краю верхнего стекла дисплея. Оно имеет в ширину немного бо́льший размер, чем нижнее и выступает на пару миллиметров наружу в стороны.
С процессорной платы положительный сигнал подаётся на эти дорожки через контактные площадки, совпадающие с контактами на дисплее. А вот о соединении контактов дисплея с процессорной платой, нужно рассказать подробнее, так как оно применялось и применяется в очень многих устройствах. Корпус игрушки позволяет совместить дисплей и процессорную плату точно по контактам с обеих сторон, а между ними укладывается резиновая полоска, составленная из большо́го количества поперечных перемежающихся тонких слоёв токопроводящей и обычной резины.
Слои настолько тонкие, что несколько из них совпадают с контактами на дисплее и плате. Скорость смены прозрачности элементов дисплея очень большая, и глаз видит статическое или движущееся изображение на экране (дисплее).
Плата управления. Эта плата сделана из текстолита с медными дорожками и контактными площадками, на которые попадают кнопки управления игрой. Она соединяется с процессорной плоским шлейфом из шести проводов. Другой конец шлейфа припаян к плате процессора.
Сами кнопки стоят в ячейках корпуса и состоят из двух частей — пластмассовая кнопка сверху и резиновая нижняя часть. Она имеет двойное назначение — пружинка для удержания кнопки в верхнем положении в ячейках корпуса и замыкания находящихся под ней контактов на плате. Эта резина тоже двойная — обычная резина сверху в виде шляпки (она светлая), и внутренним слоем из токопроводящей резины (чёрная). При нажатии на пластмассовую кнопку, вставленная в неё резиновая сжимается и касается контактов на плате своим токопроводящим пятном, и замыкает их.
Динамик. Ещё один элемент игрушки. До появления у нас этой конструкции, я таких не встречал. Сам динамик вполне обычный — подвижная на гофре мембрана с катушкой, магнит с сердечником. Но размер… Он маленький. Очень маленький. У нас таких не было. Правда, мембрана у него не бумажная, как мы привыкли, а довольно жёсткая плёночная. Акустические характеристики тоже совсем не на высоте, низкие частоты почти не воспроизводит, но зато средние и высокие вполне можно слушать. Их сразу начали применять в самых разных самоделках.
Теперь о поломках. Самой частой проблемой было окисление контактов батареек.
Они применялись в основном солевые, и текли часто. А это не только коррозия пружинок и потеря контакта, а затекание внутрь корпуса и попадание на контакты и дорожки платы управления и процессора. Даже до дисплея доходила эта противная вязкая субстанция. Приходилось разбирать и промывать. Так же очень часто выходили из строя резинки на кнопках.
Они рвались и проваливались, или переставали замыкать контакты от стирания токопроводящего слоя. Или просто попадания крошек этого слоя или грязи на контакты на самой плате и замыкания. Всё это промывалось бензином и снова могло работать. Повреждённые кнопки менялись на такие же из разобранных на детали игрушек. Благо, все они были одинакового размера. Приходились менять и дисплеи или их резиновые контактные полоски. Это всё также бралось из разборок. Этого добра было много. Часто приносили по несколько игрушек, чтобы собрать одну. Сами дисплеи тоже ломались, они выходили из строя при надавливании или ударах и чернели при разгерметизации. Бывало, что на них начинали просвечиваться некоторые сегменты изображения. На приведённой фотографии Тетриса в красном корпусе виден повреждённый дисплей.
У него чёрное пятно по краям верхней части от попадания воздуха. Это так на него надавили и он расклеился . Можно играть и так, но лучше поменять, со временем пятно расползётся дальше.
Про принцип игры подробно рассказывать не буду, Большинство просто знает, если есть такие, кто не знает, легко найдёт в сети. Тем более, игра была не одна, а несколько. Это вначале игрушка имела только несколько игр, вшитых во внутреннюю память — сам Тетрис, Змейка, Самолётик и Танк. Потом это количество увеличилось до девяти и больше. Потом стали пииса́ть 99, 999, 1999 и так далее, но это рекламный ход, они повторялись. Главным всё равно был и остаётся Тетрис.
На этом принципе — процессор, дисплей, кнопки, батарейка…, выпускалось ещё много разных игрушек (одна «Ну, погоди» чего сто́ит…), но об этом как-нибудь в следующий .раз…
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.