Лантан

IMG_0535 IMG_0536 IMG_0538

В 1969 году на Ленинградском оптико-механическом заводе (ЛОМО) выпускался любительский киноаппарат «Лантан«. Это был, наверное, самый лучший киноаппарат в своём классе, доступный советскому кинооператору-любителю! Его характеристики говорят сами за себя. Великолепный просветлённый объектив Гранит-3 1,4/7,5-32.
Он сам по себе заслуживает отдельного описания! Это 13-ти линзовый анастигмат с особым просветлением и встроенным кубом-призмой для отбора части светового потока для визирования. Трансфокатор обеспечивал четырёх кратное приближение-удаление объекта съёмки с расстояния от 1,5 м. до бесконечности. При этом во время съёмки в поле видоискателя нет никакого мерцания изображения, как в других кинокамерах прямого визирования через объектив, которое очень мешает изменять параметры резкости кадра и экспозиции. Дело в том, что при прямом визировании свет через объектив попадал попеременно на плёнку и, в окуляр через сектора диска (обтюратора), имеющие зеркальное покрытие и установленный под углом 45 град. к оси объектива. Диск вращается и открывает кадровое окошко с нужной нам частотой (это и есть частота кадров), а во время перекрытия отражается зеркальными секторами и, через систему визирования попадает в окуляр. В результате мы видим мерцающее изображение. А в системе с оптическим кубом, мы видим постоянно часть разделённого светового потока прямо в окуляр. Специалисты могут раскритиковать такое моё объяснение, но суть такова. Таким образом, в Лантане видно нормальное чёткое изображение и при малейших видимых отклонениях оно может быть откорректировано.
В кинокамере используется 16-ти миллиметровая киноплёнка на стандартных 10-ти метровых бобинах (7,5 м. после обрезки засвеченных концов), которая при съёмке использует одну свою половину, а после её окончания переворачивается и экспонируется вторая половина. После проявки плёнка разрезается по своей оси специальным ножом, и в итоге мы получаем 15 метров кинофильма. Размер кадра киноаппарата 3,55х4,9 мм.
Камера имеет встроенный наружный фотоэкспонометр на CdS-фоторезисторе, связанный с установкой диафрагмы. Для его питания использованы два элемента питания РЦ-53 или Д-0,06. Привод камеры пружинный на 2 метра протяжки плёнки за раз. Частота кадров 8, 16, 24, 48 к/сек. и покадровая. Нормальной считается частота 16 к/сек.. Меньше — съёмка ускоренная, больше — замедленная. Выдержка изменяется от 1/16 до 1/100 сек. в зависимости от частоты кадров.
Здесь я тоже сделаю небольшое отступление, чтобы объяснить простыми словами принцип выдержки в киноаппарате. Это можно сравнить со щелевым затвором фотоаппарата, только здесь не щель, а сектор. Как только плёнка в очередной раз перескочила на кадр и остановилась, открывается сектор и засвечивает плёнку, пока край сектора не провернётся до закрытия. В этот момент плёнка начинает движение и, снова перескакивает… Чем быстрее вращается диск, тем короче выдержка. И она всегда в два раза короче частоты кадров. При 8 к/сек. — выдержка 1/16 сек., 16 к/сек. — 1/32,…, 48 — 1/98. На шкале эти значения пишутся округлённо.
Киноаппарат Лантан, как и многие другие камеры, позволяет специальной ручкой отмотать плёнку назад на 48 кадров. Это позволяло делать спецэффекты типа плавной смены кадра. Она входила в комплект, но хранилась отдельно и устанавливалась только по необходимости.
Кроме всего эта камера имела встроенный синхронизатор для записи звука при съёмке. Для этого на камере имеется специальное гнездо, к которому подключается кабель от специального магнитофона. В момент начала съёмки на магнитофон подаётся импульс начала записи и, одновременно, делается пилот-метка на обоих плёнках, оптическая на одной и звуковая на другой. По этим меткам потом при монтаже изображение синхронизируется со звуком. Простые кинооператоры-любители этим редко заморачивались.
Выпускалась кинокамера довольно долго — до 1975 года.

 

 

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий