Ретро проигрыватели и самоделки для воспроизведения звука. Часть 2.

Ретро проигрыватели и самоделки для воспроизведения звука. Часть 2.

В продолжение 1-й части рассказа о самоделках для воспроизведения звука, я расскажу ещё об одной детали проигрывателя грампластинок, а именно, о тангенциальном тонарме. Но сначала несколько слов об этой делали проигрывателя вообще. Тонарм имеет несколько функций. Его предназначение — удерживать головку звукоснимателя в положении, обеспечивающем лёгкий прижим его иголки к звуковой дорожке грампластинки и следование по ней от внешнего края к внутреннему только под действием давления на иголку стенок звуковой канавки. Так же он должен обеспечить это перемещение максимально приближенным к линии радиуса пластинки и удержания стерженька иглы перпендикулярным этой линии радиуса диска.

Движение головки звукоснимателя максимально приближается к линии диаметра.
Движение головки звукоснимателя максимально приближается к линии диаметра.

Дело в том, что тонарм закреплён в одной точке на корпусе проигрывателя и его головка движется не по прямой, а по дуге. При этом угол иглы и радиуса диска меняется по мере перемещения по дорожке. А при записи звуковой дорожки игла-резец движется ровно по линии радиуса диска. Ведь весь держатель записывающей головки перемещается по винтовому стержню и её положение строго перпендикулярно линии радиуса диска, по которой он движется.

На старых пластинках с обычной стальной иглой, высокой скоростью вращения и моно (одноканальным) звуком, это в расчёт не принималось. Ведь игла и при записи, и при воспроизведении двигалась только влево-вправо. Теперь же, при записи стерео звука записывающий резец-игла двигается на слегка наклонном рычажке под воздействием двух электромагнитов, установленных встречно друг к другу под углом 90 градусов. То есть игла движется одновременно и по глубине, и в стороны.

При этом каждый электромагнит нарезает свой профиль канавки. Друг другу они не мешают. Если на одном из них нет колебаний, то свою сторону дорожки нарежет только один, на который подан сигнал. Если представить разрез такой звуковой дорожки, то это будет перевёрнутый треугольник, нижний угол которого смещён от осевой линии, по которой он бы двигался без сигнала. чем больше ток, подан на катушку записывающей головки, тем больше она отклонит иглу в противоположную от себя сторону. Если звуковые сигналы каждого канала вместе воздействуют на электромагниты режущей иглы, то каждый из них нарежет свою звуковую дорожку.

Ретро проигрыватели и самоделки для воспроизведения звука. Часть 2.

Режущая головка закреплена на своей штанге достаточно крепко и прорезает дорожку необходимой глубины на мастер-диске. Затем с него методом гальваники делают негативные копии — матрицы, а с них горячим штампованием получают грампластинки, которые могут проигрываться на разных проигрывателях.
Но пора рассказать о тангенциальном тонарме, т. е. о проигрывателях, которые при воспроизведении двигают головку звукоснимателя точно так же, как и при записи. При этом искажения, возникающие при воспроизведении звуковой дорожки уменьшаются на порядок. Но это в теории. На практике искажения всё равно есть. Ведь воспроизводящая головка движется вдоль линии радиуса только за счёт движения иглы по своей дорожке. При этом если ей не помогать, то трение о наружный её край будет сильнее, чем на внутренний. Если подталкивать вперёд, то наоборот. Важно найти способ выбрать золотую середину в этом движении всей «руки» тонарма. И были промышленные образцы, которые реально работали. Не стопроцентно, но работали. Способы были разные, «подводных камней в этом деле было предостаточно. Представьте себе такой проигрыватель со стоимостью только тонарма около 150 тысяч рублей по современным ценам… Тогда они были тоже соответствующими. И находились умельцы, которые делали такие аппараты своими руками. В журнале Радио, очень тогда популярном среди самодельщиков- радиолюбителях, печатались статьи о таких самоделках с чертежами и схемами. Вот как образец одной из таких статей. Обратите внимание, как подробно всё показано.

И их повторяли, дорабатывали и делились информацией. Были конструкции с теплоэлектрическим приводом штанги, с воздушной и магнитной подвеской, плавающие в ванночке с жидкостью… Я в те годы постоянно выписывал этот журнал и читал эти статьи. Но взяться за повторение такой конструкции не решился. Нужно было иметь очень много свободного времени, оборудование и материалы, которых у меня не было. Да, и не был я таким крутым меломаном, меня вполне удовлетворял мой более простой аппарат.
Сейчас вновь возник спрос на виниловые пластинки и проигрыватели на них. И снова, как раньше, люди делают их своими руками, обсуждают на форумах в сети, применяют современные технологии и материалы… Кто-то скажет: — «Зачем?» Ведь есть цифровые технологии… Но истинные Знатоки утверждают, что своя прелесть винилового звука перебивает все эти вопросы. Даже некоторые фирмы возобновили выпуск таких пластинок. А некоторые серьёзные музыканты и группы дублируют свои альбомы на виниле. Известные фирмы возобновляют выпуск проигрывателей, как с с обычными тонармами, так и с тангенциальными. Истинные меломаны ищут себе ламповые усилители звука. Есть даже такой термин — ламповый звук. Он тёплый, мягкий, живой и волшебный. Его пытаются повторить на современной элементной базе, но не очень-то получается. Хотя есть и мнения, что это чисто психологический и культурный феномен. В ламповом варианте есть своеобразные искажения, которые слух воспринимает родными и человечными. Вот эти искажения и не могут повторить. Говорят, что цифровой звук слишком правильный… Всем не угодишь. Что-то я увлёкся и забрёл в другую тему. Но, думаю Вы меня за это не осудите.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Обсуждение закрыто.